Портфолио студента

Портфолио студента *

Портфолио студента

Портфолио – это комплект документов, подтверждающих личные достижения студента в различных сферах деятельности. При комплектовании образца работ нужен творческий подход. В ходе его формирования, учитываются все наработанные практики в процессе прохождения спортивной, учебной и научно-исследовательской деятельности.

Роль документа в жизни студента

Наличие портфолио повышает шанс студента на получение престижной и интересной должности. Укомплектованный образец в сочетании с личными качествами выпускника – это рациональный и прозрачный способ продвижения профессионалов, в процессе поиска подходящего места работы. В портфолио содержаться ключевые данные о студенте, с учетом приобретенных навыков, личных целей и планов.

Важно! Формировать все сведения необходимо с первого курса института. Систематическое откладывание профессиональных навыков и развитие личных целей, принесет положительный результат в конце обучения.

Иметь полную папку с наработанными практиками должен каждый выпускник. Это не требование, но при поиске работы, наличие портфолио является одним из ключевых факторов одобрения кандидатуры.

Важно! Папка достижений должна содержать только достоверные данные. В противном случае, вся предоставленная информация будет рассматриваться как подделка.

Основные виды

Примечательно, что резюме бывает разных видов. При формировании папки этот факт необходимо учитывать. По способу оформления и значению, выделяют следующие виды:

  • резюме документации. Главное достоинство папки – наличие официальной документации, подтверждающей реальные навыки. При формировании образца, включается зачетная книжка, полученные удостоверения, грамоты, благодарности и т.д.;
  • показательный тип. Используется исключительно для демонстрации полученных в ходе обучения достижений. В данную категорию включают лучшие контрольные и тесты. Указанный тип используется в целях получения президентской стипендии, или в случае подачи заявки на участие в олимпиадах международного класса;
  • коллектор. Выступает в роли обычного черновика, с полным содержанием информации относительно наработанных практик. Примечательно, что включить в полный список можно даже составленные заметки, списки литературы и другие данные;
  • резюме процесса. Основная цель – показать в каких мероприятиях участвует студент. Это могут быть социальные проекты, информационные и исследовательские программы;
  • оценочный образец позволяет оценить реальные способности и знания. В него включены контрольные сведения, аттестационные файлы и другие сведения, с учетом пройденных тестов;
  • портфолио отзывов. По своей структуре напоминает стандартную зачетную книжку, с включением наработок конкретного ученика и похвалой от преподавателей. Выступает в роли поощрения приобретенных навыков;
  • резюме достижений. Отражает полученные заслуги за весь процесс обучения. В процессе формирования папки, студенту необходимо предоставить ранее заработанные грамоты, написанные проекты и публикации. Вся информация предназначена для освещения глубоких знаний, полученных выпускником во время учебы;
  • удаленное портфолио или онлайн. Этот вариант считается наиболее привлекательным для современных учеников. Формируется презентационное резюме на информационном сайте. Главное достоинство такого метода – возможность корректирования указанной информации в процессе получения новых знаний.

Последний тип (презентационный) считается наиболее практичным и востребованным. Его можно отправлять вместе с резюме в понравившиеся компании, с целью получения вакантного места.

Как оформить

Оформляется отчетное резюме в печатном или электронном варианте, в стандартном виде (на листах А4). Фиксировать результаты проделанной работы необходимо постоянно, с момента поступления в ВУЗ.

Учитываются все навыки полученные в ходе обучения, включая пройденные олимпиады, тесты, контрольные и аттестационные файлы. Фиксация каждого значимого события повышает значимость резюме в дальнейшем.

Составить отчет можно самостоятельно, как в письменном, так и электронном варианте. Перед формированием документа, целесообразно продумать всю структуру, оценить стандарты оформления и ведения. Правильно оформленная и созданная папка – это 50% работы.

Важно! Не допускаются серьезные ошибки, указывающие на недостоверность или некорректность данных. Это может расцениваться как попытка обмана, что отрицательно отразиться на репутации выпускника.

Для исключения ошибок, включая некорректность информации, рекомендуется вести дневник наработок в электронном варианте. Он формируется на информационном сайте и может корректироваться в процессе заполнения.

Что лежит в основе документа

При формировании документа по стандартному способу, необходимо учитывать заданную структуру. Согласно действующим параметрам, отчет содержит:

  • главную страницу;
  • краткую автобиографию;
  • перечень документов, полученных в ходе обучения;
  • перечень достижений, с включением примеров, отзывов от преподавателей и общей успеваемости;
  • сведения с места прохождения практики и мастер классов (является подтверждением приобретения профессиональных навыков);
  • сведения о проделанных научно-исследовательских практиках (в данную категорию включают конференции, публикации и олимпиады);
  • сведения об участии во внеурочных мероприятиях (подразумевается прямое участие в соревнованиях);
  • сведения о наличии дополнительного образования (в случае одновременного прохождения обучения в английской школе, спортивной секции или дополнительной специальности).

страница или обложка, должна содержать ключевые сведения о выпускнике. Просмотрев титульный лист, у работодателя должно сложиться правильное впечатление о потенциальном кандидате.

Портфолио содержит и краткую информацию, с включением ФИО студента, года рождения, названия ВУЗа, полученной специальности, контактов. Дополняется страница с краткими данными фотографией.

Правильное формирование документа – повышает шанс на одобрение кандидатуры на установленное рабочее место.

Источник: https://disshelp.ru/blog/portfolio-studenta/

Что такое портфолио студента?

Портфолио студента

Если кого-то сильно беспокоит тема: «Что такое портфолио студента?», то вы обратились как раз по адресу. Дело в том, что именно данное «творческое сочинение» отражает не только жизнь конкретного студента, но и максимально раскрывает его творческий потенциал, успешность, перспективы и способности.

Именно поэтому портфолио можно по праву считать официальным документом, который, подобно диплому о высшем образовании, может повлиять на все дальнейшую судьбу студента. Однако так уж случилось, что многие учащиеся поверхностно относятся к данному вопросу, а при составлении данного документа допускают грубые ошибки и не точности.

Делать этого нельзя ни в коем случае, поскольку, в любом случае, портфолио – это визитная карточка каждого студента.

Необходимость в создании личного портфолио

Основная цель такого документа – ознакомиться с личностными качествами и достижениями студента, который обучается на том или ином курсе университета. Создать такой документ может не только выпускник, но и первокурсник, что позволит ему объективно посмотреть на собственную жизнь и поступки, а также планировать и корректировать будущую судьбу.

В университете даже предмет такой имеется, который получил название «Деловой русский язык», где как раз и можно ознакомиться в подробностях, как создать портфолио. Однако прежде важно разобраться, для чего оно необходимо, и какие эмоции вызывает у студентов.

Так, данный документ способствует следующим переменам в самосознании не только учащихся высших учебных заведений, но и всех людей:

1. мотивация и стимул для дальнейшей учебы и получения высшего образования;

2. приобретение колоссального опыта в конкуренции;

3. стимул к повышению собственной квалификации;

4. умение самостоятельно оценивать показатель не только собственных профессиональных компетентностей.

Теперь становится вполне очевидно, для чего необходимо портфолио, и где именно оно реализовывается на практике и в мире вечной конкуренции. Мало того, данный документ при его правильном и грамотном составлении содержит максимум полезной информации о конкретной личности, а также обо всех ее жизненных достижениях.

Советуем почитать: Как оставить о себе добрую память в вузе?

Так что отнестись к его оформлению требуется очень ответственно, а при возникновении каких-либо вопросов желательно обратиться за помощью профессионала, чтобы в дальнейшем не испортить о себе первое впечатление не знакомых, но влиятельных в судьбе людей.

Все обязательства портфолио для студента и не только

Если говорить о портфолио, то, по сути, — это познавательный и правовой документ, который имеет свою структуру и последовательность, а также особенности стандартного оформления.

Именно поэтому так важно грамотно его составлять, стараясь избегать не только грамматических, но и грубых лексических, пунктуационных, речевых и морфологических ошибок.

Не стоит портить о себе впечатление, оно и так бывает часто обманчивым.

При создании самого документа важно помнить, что крупные блоки получили названия «разделы», внутри них же преобладают рубрики, как относительно небольшие блоки. Их суммарное количество может быть различным, а варьирует в зависимости от подаваемой в содержании информации и ее объемов.

Что же касается оформления, то должно обязано присутствовать не только оглавление, но и названия всех разделов. В противном случае документ просто «сольется» сплошным текстом, и его будет не очень интересно читать, а кто-то так до конца и не изучит содержание.

Виды портфолио в студенческой жизни

Портфолио документации. Такой документ содержит в себе документы, которые красноречиво свидетельствуют о достижениях в обучении студента. Это могут быть, как зачетные книжки, так и многочисленные удостоверения о присвоении квалификации, диплом о получении второго образования и прочие регалии.

Портфолио показательный. Этот документ создан специально для демонстрации всех достижений студента, то есть может включать лучшие работы студенты. Как правило, такое портфолио требуется номинантам на президентскую стипендию или на участие в международных олимпиадах.

Портфолио-коллектор. Это своего рода черновик, копилка полезной информации, небольшой архив, который содержит списки литературы, заметки, памятки, сделанные педагогом, а также ксерокопии статей, необходимые для выполнения той или иной научной работы, и размышления самого студента.

Советуем почитать: Как организована научная работа студента?

Портфолио процесса показывает степень участия конкретного студента в учебных, творческих, исследовательских, информационных, социальных проектов. В данном документе максимально развернуто отражены все этапы его деятельности, а также сопутствующие умозаключения и выводы в плане той или иной работы.

Портфолио оценочный позволяет судить о способностях и знаниях студента, поскольку он включает большую часть всех выполненных контрольных работ, тестов, схем и задач. Такой документ готовится заранее, а содержит в себе только ту информацию, которая подчеркивает квалификацию студента в той или иной области знаний.

Портфолио отзывов – это своего рода «зачетная книжка», которая содержит в себе все достижения студента, а также похвалу преподавателей преимущественно в письменной форме. Это поощрение, которое всегда приятно ученику, тем более, если оно получено за грамотно выполненную работу в стенах университета и за его пределами.

Портфолио достижений, в свою очередь, отражает все заслуги студента за весь период обучения. Сюда включены благодарственные письма, лучшие проекты, отзывы, грамоты, фотографии, публикации и прочие отметки глубоких познаний студента.

On-line-портфолио – это современный подход каждого студента, а такой документ, как правило, размещается на информационном сайте, где есть возможность его постоянно корректировать, дополнять и исправлять по желанию.

Сегодня этот вид портфолио является самым нужным и востребованным, а иногда становится рекламой самого сайта.

Какое бы портфолио не было создано, важно понимать, что оно отражает общественную деятельность и интеллектуальную сферу студента, поэтому к данному непростому документу важно подойти с полной ответственностью и серьезностью.

Необходимость портфолио в студенческой жизни

Сразу замечу, что далеко не всем современным студентам в период обучения требуется составлять портфолио, а речь идет только об активистах, отличниках и подающих надежды учащихся высших учебных заведений.

Как показывает многолетняя студенческая практика, необходимость в оформлении данного документа возникает в следующих случаях:

1. Перспективная работа. Если студент нашел себе работу и может совмещать ее с учебой, то такую жизненную позицию представители деканата только поддерживают. Вот как раз на работу может и понадобиться портфолио, как способ познакомиться ближе со своим новым сотрудником.

В таких случаях требуется сделать акцент на всех своих достижениях и заслугах в интеллектуальной сфере, а вот процесс обучения желательно упомянуть только вскользь, избегая лишних вопросов в плане будущего совмещения обязанностей.

2. Научная работа. Если в период обучения студент занимается научной деятельностью, то ему обязательно в будущем захочется запатентовать свое изобретение и поведать о нем всему миру. Вот тут-то может и понадобиться портфолио, которое должно быть составлено грамотно, лаконично и по существу. Как известно, длинные и скучные опусы читать не очень интересно.

3. Участие в олимпиаде. Очень часто необходимость в портфолио возникает тогда, когда студент представляет собственный ВУЗ на уровне города или государства. В таких случаях «страна должна знать своих героев», поэтому преподаватели в индивидуальном порядке составляют данный важный документ.

4. Президентская стипендия также считается колоссальным поощрением, а получать ее суждено не каждому студенту. Именно поэтому необходимо знать не только имена самых лучших, но и четко определиться со всеми их студенческими достижениями. А вот как раз для этого и понадобится портфолио.

5. Личные цели. Существуют и другие сферы жизни и деятельности, где требуется портфолио. Именно поэтому лучше всего подготовить данный документ заблаговременно, причем проверить его желательно совместно с преподавателем. Использовать только при необходимости, а в содержании описать все свои достижения и заслуги.

Каждый студент должен иметь портфолио

Важно понимать, что портфолио – это та же автобиография, однако отражает данный документ не повседневную жизнь студента, а его творческие и научные достижения за период обучения в высшем учебном образовании. Подобное описание заметно упрощает поиски работы, облегчает собеседование и позволяет чувствовать себя нужной (состоявшейся) ячейкой общества.

Именно поэтому стоит со всей серьезностью отнестись к составлению портфолио, чтобы восхитить своего будущего начальника, а не рассмешить своей безграмотностью. Если при составлении возникают определенные трудности, либо студент и вовсе не знает, как подготовить данный документ, на помощь приходит интернет, где всегда можно скачать образец.

Правильно составленный документ – уже половина успеха, ведь, как известно, во всех развитых странах о потенциальном работнике судят именно по его портфолио. Так что об этом важно всегда помнить, если есть огромное желание найти перспективную и хорошо оплачиваемую работу.

Советуем почитать: Как найти работу после окончания ВУЗа?

Так что я всем студентам советую составить портфолио либо проверить уже составленное на предмет наличия ошибок. Только после этого можно преступать к неустанным поиском себя в современном обществе.

Вывод: В рамках данной статьи я рассказала вам о том, что такое портфолио студента. Портфолио — это документ, который показывает все ваши успехи и достижения за определённый период времени.

Портфолио есть зеркало. Какое в нём будет отражение зависит только от вас!

Теперь вы знаете о том, что такое портфолио студента.

С уважением, команда сайта советстуденту.рф

Анна Кислякова

ВНИМАНИЕ! Новинка 2019 года. курс, которому нет аналогов.

Источник: http://xn--b1aecb4bbudibdie.xn--p1ai/obshhestvennaya-zhizn/chto-takoe-portfolio-studenta/

Портфолио студента вуза: что это и как поможет при трудоустройстве?

Портфолио студента

Во многих предложениях работы есть требования работодателя предоставить портфолио. Студенты, которые хотят получить работу, также должны придерживаться этого правила.

На некоторых факультетах собрать список собственных работ, или продемонстрировать их каким-либо образом получится без особого напряжения. Это, в первую очередь, относится к сфере IT, где обучающиеся уже пытаются подрабатывать.

Также портфолио есть у начинающих дизайнеров, фотографов, журналистов.

Портфолио студента будет меньше по объему, количество работ может ограничиваться теми проектами, которые были реализованы в рамках производственной практики.

Что такое портфолио, и какое значение оно имеет при трудоустройстве – расскажем в статье.

Что такое портфолио?

Портфолио – другими словами портфель, папка. Это собранные документы – грамоты, ссылки, подтверждающие участие человека в одном или  нескольких проектах. Портфолио чаще всего требуют работодатели в тех сферах, где  необходимо продемонстрировать уровень творческих способностей, умение креативно и быстро решать проблему клиента.

Правильно составленное резюме, плюс несколько работ в портфолио дают возможность получить хорошую работу, иногда удобную, при которой можно подрабатывать в вечернее время, если студент днем на лекциях.

Что должно быть в портфолио:

  • фотоотчет о работе (если это скульптура, архитектура, дизайн помещений, модели одежды);
  • отзывы;
  • подтверждение ученой степени;
  • дипломы;
  • видеосъемка процесса участия в проекте (самые важные моменты);
  • отзывы клиентов;
  • письменные работы.

Оформление портфолио допускается в бумажном или электронном виде.

Электронное портфолио студента – это папка с документами, видеороликами, ссылками на уже выполненные работы. Некоторые из них могут быть коллективными. В таком случае необходимо уточнить, за какую часть работы отвечал данный человек.

Виды портфолио

Портфолио  студенты оформляют в одном из трех вариантов:

  • подборка документов, подтверждающих достижения (грамоты, дипломы, патенты, справки);
  • сборник различных видов работ: творческих, научно-исследовательских и т. д.;
  • портфолио-отзыв, в котором собраны мнения преподавателей, руководителей практики и других официальных лиц об учебной, производственной, общественной деятельности студента.

Что входит в портфолио?

Кроме вышеописанных документальных подтверждений, в папку-портфолио студента могут входить рекомендации руководителей практики и благодарственные письма начальства той компании, где человек ее проходил.

Если вы учитесь на факультете дизайна, можно дополнительно вписать оборудование, которое есть в вашем распоряжении – видеокамера, фотоаппарат. Здесь же может находиться список компьютерных программ, которые используются для обработки изображений, составления интерьера.

Портфолио и коммерческая тайна

Портфолио может составить человек, профессия которого может быть как-то продемонстрирована визуально, поэтому не следует слишком хвалиться, описывая проекты финансовых компаний, где вы имели возможность стажироваться. В таких местах обычно соблюдают коммерческую тайну.

Если студент будет рассказывать много лишнего о своих достижениях, это негативно воспримут потенциальные работодатели: что можно ожидать от человека, который на каждом углу болтает о способе ведения дел на предыдущем месте работы?

Кому нужно, а кому не нужно портфолио?

Традиционно портфолио на первом курсе начинают вести представители творческих профессий, которые хотят наглядно показать свою работу потенциальному клиенту или нанимателю.

Современные учителя также могут фиксировать результаты своей деятельности.

Они выражаются в фотографиях грамот учеников, которых преподаватель подготовил к олимпиаде, документах о дополнительной квалификации по каким-либо предметам из школьной программы.

Преподаватели предметов искусства могут пользоваться работами своих учеников, а также снимать на видео их выступления – музыкальные или хореографические.

Папку с примерами работ совсем не обязательно иметь бухгалтерам, секретарям, людям, чья работа связана с четким соблюдением инструкций. Здесь достаточно будет резюме.

Каким должно быть портфолио студента?

Необходимо придерживаться правил составления папки:

  1. Примеры в ней должны быть на каждый проект.
  2. Кроме самых сложных проектов, рекомендуется поместить в папку работы, которые не занимают много времени, чтобы у нанимателя не сложилось ложного впечатления о способностях претендента, иначе работать придется сутками.
  3. Рядом с проектами нужно размещать стоимость ваших услуг. Это обязательно, так как студенты склонны занижать стоимость своей работы. Чтобы не баловать работодателя копеечными расценками, стоимость можно устанавливать среднерыночную.
  4. Рядом со списком нужно разместить резюме, чтобы работодатель видел, что вы еще учитесь, но готовы работать в свободное время. Возможно, возникнут дополнительные вопросы по резюме.

Когда начинать собирать портфолио?

Цель создания портфолио – анализ и наглядное представление  самых важных результатов учебной деятельности студента.  Кроме того, портфолио  демонстрирует культурный и образовательный рост, поэтому составлять его нужно  с первого курса и продолжать в течение всего времени обучения.

Именно в этот период есть шанс внести в портфолио как свои личные, так и коллективные работы.

Шаблон портфолио студента – образец, что должно быть внутри:

  • Фотография автора – папки с фото рассматриваются чаще.
  • Титульный лист портфолио – это информация о кандидате на должность.
  • Официальные документы – дипломы, сертификаты. При этом не нужно убирать документ, если он не относится к теперешнему месту работы, на которое претендует студент. Возможно, работодателю понравится то, что человек имеет дополнительные компетенции.
  • Можно вносить исследовательские работы, статьи, которые напечатаны в изданиях или журналах.
  • Чтобы портфолио выглядело солиднее, рекомендуется попросить в деканате заверенную характеристику, с подписью нескольких педагогов.

Для электронной папки потребуется сделать сканы документов. На каждом из них должна быть печать и подписи.

Студенческая папка не может содержать так много работ, сколько есть у опытных, давно работающих сотрудников. Они могут себе позволить показывать как удачные, так и неудачные проекты, сортировать их по годам, по тематикам.

Студенту же лучше внести в качестве примера 3-4 самые удачные работы. Их можно презентовать через программу Power Point, которую знают даже школьники. Чтобы было больше доказательств, во время практики можно делать фотографии процесса или скриншоты экрана, чтобы потом добавить их в общую галерею.

Помогают ли наработки при трудоустройстве?

Электронное портфолио студента помогает найти работу на  рынке фриланс-услуг.

Здесь принцип такой, что заказчик и исполнитель находятся в разных городах, поэтому результаты работы нужно пересылать по почте. Решающим моментом может стать ваша папка с примерами проектов.

Более того, заказчики требуют какие-то примеры. Лучше, если он будут отсортированы и собраны в порядке сложности или по темам.

Чтобы получить офисную работу, не обязательно приходить сразу на собеседование. Достаточно отправить электронный вариант примеров и подождать реакции работодателя.

Плюс в том, что папку можно отослать сразу в несколько агентств, студий, компаний. Так работа отыщется быстрее. Есть шанс попасть в серьезную компанию, где больше платят. Главное – не комплексовать и не занижать свои возможности.  

Шаблон студенческого портфолио

Элементы:

  • Титульный лист.
  • Автобиография.
  • Успеваемость: средний балл (или отметки по всем дисциплинам, позиции в рейтинге вуза).
  • Производственная практика, мастер-классы (вид профессиональной деятельности, название, место и время, род занятия).
  • Научно-исследовательская работа (вид, название, место и время, примечание – наличие грамот, сертификатов).             
  • Общественная активность (название объединения, виды деятельности, дата, примечания).
  • Дополнительное образование: вид, период получения, подтверждающие документы.
  • Приложение: резюме, характеристика куратора, рабочие материалы (тексты выступлений, докладов, публикаций и прочее).
  • Студент (подпись, Ф. И. О.).
  • Куратор (подпись, Ф. И. О.).
  • Дата заполнения.

Поступайте в лучшие дистанционные учебные заведения

Московский Университет имени С.Ю.Витте

Колледж Московской Академии Предпринимательства (МосАП)

Современный Институт Непрерывного Образования

Центр профессиональной подготовки

Источник: https://ecvdo.ru/states/portfolio-studenta-vuza-chto-eto-i-kak-pomozhet-pri-trudoustrojstve

Методическая разработка

Портфолио студента

Филиал Областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования

«Рязанский педагогический колледж» в г.Касимове

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

По дисциплине: Педагогика

Раздел: Классное руководство

Составитель: Нагейкина Светлана Владимировна

2015 год

  1. Определение термина «портфолио»

  2. Назначение портфолио

  3. Педагогические задачи, которые должно выполнять ученическое портфолио и перспективные направления работ для его повсеместного введения и активного применения

  4. Основные типы портфолио;

  5. Система оценивания и критерии качества портфолио

I. Термин “портфолио” пришел в педагогику из политики и бизнеса: каждому знакомы понятия министерский портфель, портфель инвестиций и т.д. Портфолио могут быть служебными, профессиональными, деловыми и представляться как в текстовом формате, так и в электронном виде.

Слово портфолио в переводе с английского означает портфель, папка, а в переводе с итальянского языка – рекламный проспект (один из вариантов перевода). В конце прошлого века такая рекламная папка становится необходимым атрибутом в работе манекенщиц, художников и других людей творческих специальностей.

Цель такого портфолио – рекламная демонстрация достижений его владельца, что позволяло судить об уровне его способностей, мастерстве.

Возможно, именно это рациональное зерно побудило специалистов образования обратить внимание на потенциальные возможности портфолио как основы для разработки принципиально нового подхода к оцениванию познавательной деятельности учащихся.

Сегодня существует несколько различных определений портфолио учащихся: 1. Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения.

Портфолио ориентирован не только на процесс оценивания полученных школьником результатов, но и на самооценку, то есть активное и сознательное отношение самого школьника к процессу и результатам обучения. 2.

Портфолио – это коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. 3.

Портфолио – систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых учителем и учащимися для мониторинга знаний, навыков и отношений обучаемых.

4. Портфолио – рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения учащихся.

Ученическое портфолио сегодня является широко распространенным явлением. В школах, особенно в тех, которые принимали участие в эксперименте по введению и реализации пред профильной подготовки и переходу на профильное обучение, наличие ученического портфолио стало обязательным.

II. Основной смысл портфолио – “показать все, на что ты способен”.

Портфолио является формой аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности.

Следовательно, портфолио соответствует целям, задачам и идеологии практико-ориентированного обучения. Существенное значение портфолио придаёт планированию и само оцениванию учащимся своих образовательных результатов.

Данная особенность портфолио позволяют обучающимся при его активном и систематическом использовании постепенно научиться САМОСТОЯТЕЛЬНО не только оценивать свои достижения в различных областях, что, безусловно, уже само по себе является фактом, достаточным для того, чтобы признать педагогическую целесообразность повсеместного и постоянного использования портфолио, но и выходить на использование его основного предназначения – помогать обучающимся осознавать цели образования как образования для себя и в течение всей жизни.

Каждый элемент портфолио должен “работать” на уточнение ранее поставленных целей, становиться своеобразным индикатором степени достижения этих целей, или служить сигналом к их неизбежной корректировке для оптимизации предпринимаемых усилий по достижению ранее определенных целей.

Несмотря на различные подходы к определению дефиниции, можно отметить, что портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, а также рассматривается именно как инструмент самоанализа и постановки целей различных видов деятельности. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других – и является важнейшим элементом практико-ориентированного подхода к образованию.

III. Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать следующие важные педагогические задачи:

-поддерживать и стимулировать учебную мотивацию школьников;

-поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

-развивать навыки рефлексивной и оценочной (само оценочной) деятельности учащихся;

-формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность

-содействовать индивидуализации (персонализации) образования школьников;

-закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

Перспективные направления работ по обеспечению эффективного введения данной педагогической инновации

1. Разработка механизмов, обеспечивающих достоверность портфолио выпускника школы, прозрачность его наполнения и результатов оценивания. Создание отработанной и единой для различных образовательных учреждений критериальной базы и способов оценивания проектной, творческой, исследовательской деятельности, социальной активности, лидерских качеств и коммуникативных умений.

  1. Организация структур и служб, осуществляющих контроль и координацию работы с портфолио и отвечающих за разработку показателей и критериев его оценки.

  2. Организация взаимодействия всех участников образовательного процесса, включая учреждения дополнительного образования.

IV. Рабочая группа Минобразования и науки России разработала подход, в котором задаются рамочные стандарты этого документа. В предлагаемом варианте портфолио состоит из трех моделей: «портфолио документов», «портфолио работ», «портфолио отзывов».

А) “Портфолио документов” – портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений.

Подобная модель предполагает возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио.

Информация о различных мероприятиях и их результатах заносится в творческую (зачётную) книжку ученика. Документы или их копии могут быть помещены в приложении к портфолио.

Материалы, включенные в данный вариант

Преимущества данного варианта

Ограничения данного варианта

  • Диплом

  • Грамота

  • Свидетельство

  • и другие документы подтверждающие достижения ученика

Итоговая балльная оценка делает портфолио этого типа действенным механизмом определения образовательного рейтинга ученика, так как может стать значимой составляющей этого рейтинга (наряду с оценками, полученными при итоговой аттестации).

Портфолио этого типа даёт представление о результатах, но не описывает процесса индивидуального развития ученика, разнообразия его творческой активности, его учебного стиля, интересов и т.п.

Б) “Портфолио работ” – представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др.

Данный вариант портфолио предполагает качественную оценку, например, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, ориентированности на выбранный профиль обучения и др. Количественная оценка требует разработки чёткой критериальной базы и принятия её на уровне муниципальной (либо региональной) образовательной сети.

Текущим документом является творческая (ученическая) книжка школьника с приложением его работ, представленных в виде текстов, электронных версий, фотографий, видеозаписей.

Материалы, включенные в данный вариант

Преимущества данного варианта

Ограничения данного варианта

  • Ведомость или зачетная книжка о прохождении курсов по выбору

  • Творческая книжка с приложением работ

  • Электронные документы

  • Модели, проекты, исследовательские работы

Отчеты о социальных практиках

Портфолио этого типа даёт широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов.

Качественная оценка портфолио дополняет результаты итоговой аттестации, но не может войти в образовательный рейтинг ученика в качестве суммарной составляющей.

Однако в ряде случаев она может быть педагогически весьма значимой, поскольку есть много учеников, для которых «портфолио работ» служит дополнительной формой выражения успешности, «состоятельности» подростка в его образовательной карьере

В) “Портфолио отзывов” – включает оценку школьником своих достижений, проделанный им анализ различных видов учебной и внеучебной деятельности и её результатов, резюме, планирование будущих образовательных этапов, а также отзывы, представленные учителями, родителями, возможно одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др. Портфолио может быть представлен в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и прочее.

Материалы, включенные в данный тип

Преимущества варианта

Ограничения варианта

  • Тексты заключений;

  • Рецензии;

  • Отзывы;

  • Резюме;

  • Эссе;

Рекомендательные письма и т.п.

форма портфолио дает возможность включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением.

Сложность формализации собранной информации.

Рекомендуется также создавать комплексное портфолио, которое включает в себя все представленные ранее модели папки достижений.

V. В соответствии с разными задачами использования портфолио, строится система его оценивания. Одной тенденцией является неформальное оценивание (экспертное), включающее коллективную оценку педагогов, родителей и соучеников.

Другая тенденция – формализация и стандартизация критериев оценивания, согласованных с общепринятыми учебными показателями, например такими основными учебными умениями (компетенциями) как решение проблем, коммуникативные и мыслительные умения, информационно-компьютерная грамотность и др.

Основными критериями качества портфолио в зарубежной школе являются:• развитость мышления (гибкость, рациональность, оригинальность);• сформированность умения решать задачи;• сформированность прикладных умений (способность решать практические проблемы, применять новые технологии для решения прикладных задач и т.п.

);• развитость коммуникативных умений (умение работать в малых группах, выступать с докладами, сформированность письменного языка, умение четко и аргументировано излагать свои мысли, грамотность в оформлении решения задач, умелое использование графиков, диаграмм, таблиц и т.д.

);

• сформированность умений самоконтроля и самооценки (самокритичность, умение работать над ошибками, реалистичность в оценке своих способностей и др.)

Все эти критерии в той или иной мере способствуют формированию умений осознавать свои собственные образовательные цели, помогают в процессе постоянного использования портфолио закреплять их, видя реальные результаты использования.


Используемая литература:

1. Портфолио ученика. [Электронный ресурс]. Версия 1.0 / Сост. Хуторской А.В. – М.: Центр дистанционного образования “Эйдос”, 2005.

2. Прутченков А. С., Новикова Т. Г. Портфолио как инструмент осознания собственных целей образования. // Интернет-журнал “Эйдос”. – 2007. – 22 февраля.

3. Шерстова Е. В. Роль структуры эвристического задания в формировании языковых компетенций. // Интернет-журнал “Эйдос”. – 2007. – 22 февраля.

8

Источник: https://kopilkaurokov.ru/klassnomuRukovoditeliu/prochee/mietodichieskaia-razrabotka-portfolio-studienta

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.